Тысячи загадочных глиняных фигурок, найденных в Японии, до сих пор вызывают споры в ученом мире. Теперь выясняется, что у этих статуэток есть «родня» в самых разных частях света. А похожи у всех… глаза!Тысячи загадочных глиняных фигурок, найденных в Японии, до сих пор вызывают споры в ученом мире. Теперь выясняется, что у этих статуэток есть «родня» в самых разных частях света. А похожи у всех… глаза!
«Банзай» в переводе с японского языка означает «десять тысяч лет и один год». Этим приветственным возгласом японцы как бы желают человеку здравствовать 10 тысяч лет. И цифра не случайна: как минимум, 10 тысяч лет назад, то есть задолго до появления сельского хозяйства, первые обитатели восточных островов уже владели искусством керамики, готовили себе еду в посуде и жили в селениях.
Их самобытная керамика в стиле дзёмон (след веревки) украшалась отпечатками свернутого жгута на сырой глине. Керамика же дала название целой эпохе (дзёмон-джидай) японского неолита (VIII-I тысячелетие до н.э.). Впрочем, найдены образцы керамики дзёмон, возраст которых не 10, а 12 и даже 13 тысяч лет.
В других частях планеты люди научатся этому искусству тысячелетиями позже (в Китае, например, — через 3 тысячи лет). Получается, что керамика японских островов — самая древняя в мире. Вообще же в датировках периода дзёмон существует определенный разнобой. Некоторые специалисты считают, что был еще так называемый до-гончарный период — с 20 000 года до н.э. Но для нас сейчас важнее другое. Типичный признак эпохи дзёмон — статуэтки догу из обожженной глины.
Странные куклы
Высота фигурок догу — от 3 до 30 сантиметров, К настоящему времени их найдено более 15 тысяч. Согласно легендам, сделали их жившие когда-то в Японии люди-великаны. Может быть, и не великаны, но никто достоверно не знает, откуда взялись первые поселенцы японских островов, которые жили там еще до появления народа айну.
Во всяком случае, некоторые характерные элементы этого периода есть в искусстве аборигенов Австралии и Океании, в Африке (Сахара), Полинезии (Ново-Гебридские острова), в Центральной Америке (Амазонка) и некоторых других местах планеты. Похоже, что истоки древнейшего пласта этих культур следует искать на затонувших землях. Или даже в дальнем космосе.
Назначение большинства предметов керамики дзёмон более или менее понятно — домашняя утварь, посуда, приспособления для охоты и рыбалки. Но вот эти «куклы»… Точных данных о предназначении догу все еще нет. Но самая интригующая особенность фигурок — непомерно большие глаза.
Защита от солнца? Или от снега?
У некоторых особенно тщательно сделанных статуэток на лицах можно увидеть нечто похожее на огромные солнцезащитные очки. Эта особая категория фигурок так и называется – Shakkoki Dogu, или «глиняные фигурки в темных очках». Если предположить, что это действительно очки, то продольные щели на линзах напоминают противосолнечные щитки на шлемах современных скафандров.
Или примитивные «снежные очки», что-то наподобие тех, что используются эскимосами и в наши дни — непрозрачные, с маленьким горизонтальным разрезом. Они существенно ограничивают количество солнечного света, попадающего в глаза, — ведь все мы на солнце инстинктивно щуримся. Очки, конечно, простоваты, зато никогда не запотевают. Видимо, когда люди культуры дзёмон переселились на острова откуда-то с юга (если не с другой планеты), то на широких равнинах, покрытых белым снегом и отражающих солнечный свет, подобные очки были им просто необходимы — без такой защиты можно было ослепнуть.
Очки для погружений?
В японской мифологии немало говорится об обитателях морских глубин, так называемых каппа. Они имели плавники и ласты и, главное, владели знаниями, которые передавали людям. Так, может быть, «очки» имеют отношение к воде?
Приглядимся к статуэткам: чем не скафандры для глубоководного погружения? Их обтекаемая форма отнюдь не случайна. Поскольку скафандры должны противодействовать большому давлению воды, использование сферической формы, способной лучше распределять силы воздействия, — технически правильное решение.
Фигурки обычно покрыты каким-то сложным запутанным рисунком. Похоже, он изображает татуировку. Такое предположение может вызвать удивление, но самая старая известная ссылка на Японию, китайская рукопись третьего столетия Гисиваджинден упоминает «мужчин Ва»: они прыгают в воду за рыбой и ракушками, краской наносят на свои лица и тела особые рисунки.
Когда-то давно они делали это, чтобы отпугивать подводных хищников, а позже рисунки стали декоративными. У различных племен живопись по телу отличается, размер рисунка разный — согласно рангу человека. А «земля Ва» — это Япония. И, хотя стиль племенных татуировок не нашел продолжения среди японцев, его можно все еще видеть сегодня у других тихоокеанских жителей типа маори в Новой Зеландии.
Отметины на лице фигурок догу были предметом исследования, которое проводил в 1969 году Д. Такаяма. Он пришел к выводу, что рисунки — действительно татуировка.
Связи с миром усопших
Эта интерпретация, однако, не является бесспорной. А иначе, что мы должны думать о бразильских фигурках из глины, найденных в Сантарене, на Амазонке? Ведь эта керамика датируется древними временами — до двух тысяч лет. О людях из Сантарена мы знаем даже меньше, чем о предшественниках айнов, но женская фигурка с руками на животе и специфические глаза кажутся нам странно знакомыми.
Может быть, не случайно подобные глаза имеет и одна из самых известных археологических находок -маска Агамемнона, найденная Генрихом Шлиманом, искавшим Трою, и эта маска на две тысячи лет старше, чем фигурки из Сантарена. Но на ней нет очков! В принципе, по всему миру мы можем найти произведения древнего искусства — лицо с закрытыми глазами. Не исключено, что похожие стили возникали, независимо друг от друга, в разных местах и в разное время. Для примера сравним ту же маску Агамемнона и современную маску одного из африканских племен.
Доктор Дженто Хасебе, основываясь на схожести шлемов догу с обнаруженными им в Африке деревянными масками, еще в 1924 году предположил, что в действительности это траурные маски. Так, может быть, статуэтки догу использовались в обряде погребения — для обеспечения усопшему магической связи с иным миром? Тогда и неудивительно, что их глаза закрыты.
Взгляд астронавтов?
Идея о древних астронавтах на несколько десятилетий опережает работы самого известного ее пропагандиста Эриха фон Деникена. Впервые такое предположение высказал еще в 1950-е годы русский писатель-фантаст А.П. Казанцев.
В гробнице Чин Сан (остров Кюсю, Япония), датированной 2000 годом до н.э., изображен древний царь, приветствующий семь летящих дисков. Неудивительно поэтому, что, как пишет в своей книге «Искусство Японии» профессор Токийского университета X. Манстерберг, народы дзёмон жили в каменном веке, а статуэтки свои одевали в костюмы, напоминающие космические! Примечателен шлем со щелевидными прорезями и воротник, через который свободно пройдет голова, и спиральный орнамент.
Задумаемся, какой символ мог быть понятен любым разумным существам, где бы они ни обитали? Спираль. Такую форму имеют многие галактики в обозримой части космоса. Словом, люди дзёмон все это видели. А иначе как же они могли с такими подробностями так тщательно воспроизвести все детали современного космического костюма?
Линзы скафандров?
Специалисты НАСА в 1964 и 1990 годах проводили анализ статуэток догу и пришли к выводу, что они действительно похожи на человекоподобное существо в скафандре. На голове — современный герметический космический шлем, В большинстве случаев на шлеме видны две большие круглые линзы, а на головах некоторых статуэток имеется только одна линза, закрывающая всю верхнюю часть лица.
Продольные щели на линзах — это аналог противосолнечных щитков на шлемах современных космических скафандров. Есть и застежки, соединяющие части скафандра, люки для осмотра шлема (стальной стороны) и на плечах (для ремонта механизмов манипулятора) и, что особенно примечательно, — фильтр для дыхания с дырочками в герметическом шлеме! Такую деталь, сделанную людьми каменного века, трудно себе представить.
Почти на всех догу в области рта и щек можно видеть три круглых выступа — как бы гнезда для подсоединения кабелей переговорных устройств и шлангов дыхательной системы. Рукава и штанины костюма надуты, словно давление воздуха внутри скафандра больше, чем снаружи.
Концепция жесткого скафандра АХ-5 была разработана в НАСА приблизительно в 1985 году, но, возможно, понадобится она по-настоящему лишь в будущем — скафандры станут твердыми, прочными, многослойными, со сложными соединениями, чтобы обеспечивать лучшую защиту тем, кто будет лететь на Марс и дальше. Это, по сути, бронированные костюмы.
Но как могло случиться, что аналогичные «космические» мотивы обнаруживаются в разных уголках земного шара? Не иначе как вокруг Земли кружил корабль-матка, с которого пришельцы высаживались то в одном месте Земли, то в другом! Либо, может быть, прилетали на Землю неоднократно.
В любом случае статуэтки догу заставляют нас задумываться и связывать воедино историю нашей цивилизации от древней Трои до будущих полетов к отдаленным галактикам. А значит, люди культуры дзёмон действительно заслуживают того восхищения, с которым мы воспринимаем их творения сегодня — тысячи лет спустя…