Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения по заданию Министерства обороны России разработал пистолет, в котором были устранены недостатки пистолета Ярыгина, принятого на вооружение в 2003 году на замену устаревшим «Макаровым». Что получилось у конструкторов нового оружия, пока не ясно. Защитники пистолета Ярыгина списывали большую часть его дефектов на низкое качество патронов российского производства. Не исключено, что они могут поставить под сомнение и эффективность нового «ствола».
Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения по заданию Министерства обороны России разработал пистолет, в котором были устранены недостатки пистолета Ярыгина, принятого на вооружение в 2003 году на замену устаревшим «Макаровым». Что получилось у конструкторов нового оружия, пока не ясно. Защитники пистолета Ярыгина списывали большую часть его дефектов на низкое качество патронов российского производства. Не исключено, что они могут поставить под сомнение и эффективность нового «ствола».
Пистолет Ярыгина, разрабатывавшийся в 1990-х годах на замену морально устаревшим пистолетам Макарова, был принят на вооружение постановлением правительства России в 2003 году. Испытания оружия сопровождались восторженными отзывами военных, утверждавших, что «Ярыгин» отличается мягким спуском, удобством применения и точностью боя. Впрочем, несмотря на официальное решение, пистолет в войска начал поступать лишь почти восемь лет спустя — в 2011 году — и ограниченными партиями.
Задержка объяснялась сразу несколькими факторами. Во-первых, на складах Министерства обороны России скопилось несметное количество пистолетов Макарова (их прекратили закупать лишь в 2010 году). Военные намерены сперва израсходовать эти запасы, а потом уже переходить на оружие нового типа. Во-вторых, вскоре после принятия «Ярыгина» на вооружение выяснилось, что он обладает рядом существенных недостатков. В частности, изделия из первых партий были изготовлены из рук вон плохо — некоторые детали требовали дополнительной полировки, а ударно-спусковой механизм — юстировки.
Разработкой «Ярыгина» под обозначением МР-443 «Грач» занимался Ижевский механический завод, на котором его и изготавливают. Длина пистолета составляет 198 миллиметров при длине ствола 112 миллиметров, а высота — 145 миллиметров. Масса оружия без патронов составляет 950 граммов, что специалисты относят к его положительным сторонам: при выстреле «Ярыгин» меньше подбрасывает. Пистолет комплектуется магазином на 18 патронов 7Н21 калибра 9×19, но, по заявлению производителя, может стрелять и обычными патронами «Парабеллум». Прицельная дальность составляет 50 метров.
«Ярыгин» создан на основе автоматики, использующей для перезарядки энергию отдачи при коротком ходе ствола и его жестком запирании. Запирание ствола осуществляется перекосом в вертикальной плоскости. Механизм экстракции гильзы оснащен маркером наличия патрона в патроннике; он представляет собой небольшой выступ, окрашенный красной краской. Благодаря такому выступу определить наличие боеприпаса можно как визуально, так и на ощупь. Ударно-спусковой механизм пистолета Ярыгина — двойного действия с открытым курком, прикрытым по бокам выступами затвора, чтобы курок не цеплялся за одежду.
На рамке пистолета расположены переключатель предохранителя, который при включении блокирует курок (как во взведенном, так и в спущенном состоянии), шептало и затвор. Защелка фиксатора магазина помещена в основание спусковой скобы и может быть переставлена как на правую, так и на левую сторону. На затворе установлены нерегулируемые прицельные приспособления, причем мушка является единой частью затвора, а целик — закреплен в специальном пазу. Для удобства мушка и целик имеют контрастные белые вставки.
Несмотря на первые положительные отзывы российских военных о «Ярыгине», оказалось, что пистолет обладает целым рядом недостатков. В частности, вскоре после начала эксплуатации выяснилось, что при смене производителя патронов оружие необходимо пристреливать заново. Далее, при стрельбе пистолет нередко заклинивало. Иногда при смене магазина фиксировались непроизвольные выстрелы: это происходило при вставке магазина под небольшим углом к продольной оси шахты; верхний патрон задевал капсюлем шептало.
Кроме того, испытатели говорили и об «эффекте печной трубы», виня в нем недоработанный механизм экстракции гильзы после выстрела. Случалось, что гильза не успевала полностью вылететь через окно в затворе, который прижимал ее к казенному срезу ствола. При этом гильза вставала перпендикулярно продольной оси затвора дульцем наружу. Впрочем, вскоре после начала серийного производства пистолетов Ярыгина ижевский завод некоторые недостатки устранил, но с основными — заклиниванием и необходимостью пристрелки — справиться не смог.
В 2012 году на защиту «Ярыгина» встал директор челябинского учебного стрелкового центра «Полигон» Александр Петров. По его словам, многие недостатки пистолета обусловлены низким качеством производимых в России патронов. Так, разница в длине патронов калибра 9×19 Тульского и Барнаульского патронного заводов может достигать 2,6 миллиметра. Нередок и недовес пороха в патроне: энергии выстрела не хватало для того, чтобы гильза успевала вылететь через окно в затворе. Кроме того, Ульяновский патронный завод производил патроны 7Н21 с искаженной геометрией пули, вершина которой должна была быть закругленной, но нередко была скошенной.
Впрочем, несмотря на патронный разнобой неудовлетворительную работу пистолета потребители связывают именно с недостатками его конструкции, поскольку огнестрельное оружие для армии разрабатывается под массовый патрон, а не наоборот. По идее, конструкторы «Ярыгина» должны были предусмотреть возможность использования боеприпасов разных производителей с различающимися характеристиками. Ситуация несколько улучшилась после начала производства доработанного патрона 7Н21-01, но это решение не стало панацеей, поскольку военные успели закупить значительное количество 7Н21.
В середине октября 2013 года директор Центрального научно-исследовательского института точного машиностроения Дмитрий Семизоров объявил, что предприятие по заданию Министерства обороны России разработало новый пистолет, в котором «решены все проблемы, которые есть в пистолете Ярыгина». О каких именно недостатках идет речь, Семизоров не уточнил, но остается надеяться, что смена производителя боеприпаса уже не будет отражаться на эффективности и точности работы оружия. Подробности о новом пистолете пока неизвестны. В частности, непонятно, является ли он полностью оригинальной разработкой, или лишь доработкой «Ярыгина».
Разработкой патрона 7Н21 для пистолета Ярыгина в свое время занимался ЦНИИТОЧМАШ. Кроме того, следует отметить, что «Ярыгин» разрабатывался в рамках конкурса Минобороны на создание нового армейского пистолета. Прямым конкурентом оружия Ижевского механического завода был пистолет Сердюкова и Беляева (СПС) калибра 9×21 миллиметр. Оба «ствола» прошли испытания в конце 1990-х годов; победителем конкурса стал «Ярыгин», но в 2003 году на вооружение он был принят вместе с «Сердюковым». Последний, впрочем, массового распространения в войсках также не получил.
«Дед Макар»
В настоящее время номенклатура принятых на вооружение российской армии пистолетов крайне разнообразна. Так, предполагается, что на снабжении войск находятся пистолеты Макарова, Ярыгина, Сердюкова, Стечкина, ГШ-18 (Грязев-Шипунов) и даже ТТ. На деле же большая часть этого оружия используется только спецподразделениями, а другая из разряда табельного переведена в наградное. Самым же массовым пистолетом на протяжении последних десятилетий остается «Макаров», разработанный во второй половине 1940-х годов.
За все время своего производства пистолет Макарова претерпел несколько изменений и в целом заработал хорошую репутацию. Для относительно компактного оружия он обладает приемлемой точностью (особенно при стрельбе на дальности до 25 метров) и небольшой массой. К сильным сторонам «Макарова» относится также простота его обслуживания. Автоматика пистолета работает по принципу свободного затвора с запиранием ствола за счет упругости возвратной пружины. Ударно-спусковой механизм — двойного действия с открытым курком. Флажок предохранителя расположен на левой стороне.
При постановке на предохранитель блокируется ударник, шептало и затвор. Любопытно, что в этом пистолете при постановке на предохранитель с курком на боевом взводе сперва происходит блокировка ударника, а затем безопасное переведение курка в спущенное состояние, после чего уже запираются шептало и затвор. Для произведения точного выстрела курок можно взвести большим пальцем руки (но выстрел может быть произведен и самовзводом при нажатии на спусковой крючок). Оружие оснащено нерегулируемыми открытыми прицельными приспособлениями.
В годы разработки и в течение еще нескольких десятилетий после этого «Макаров» считался хорошим служебным пистолетом, однако впоследствии военные зафиксировали, что он морально устарел. В частности, они жаловались на малую точность оружия при стрельбе на дистанции более 30 метров, небольшую дальность поражения целей, невысокую эффективность пули. Со временем этот список пополнили общая неэргономичность, отсутствие контрастной маркировки на целике и мушке и небольшой объем магазина (впрочем, в модернизированной версии ПММ используется уже двухрядный магазин на 12 патронов).
Следует отметить, что качество изготовления патронов (если оно не откровенно плохое) на работе автоматики пистолета Макарова практически не сказывается: задержки и заклинивание редки, перезарядка происходит практически без нареканий даже при использовании патрона с недовесом пороха. При этом качество боеприпасов заметно сказывается на дальности и точности стрельбы из «Макарова». Но все это не удивительно: промышленность СССР, а затем и России за почти 55 лет существования пистолета сумела освоить как производство самого оружия, так и патронов к нему.
Некоторые эксперты полагают, что «Макаров» будет оставаться самым массовым пистолетом российских Вооруженных сил еще по крайней мере два десятка лет, несмотря на попытки разработать для него замену. Процесс замены оружия будет долгим не только потому, что на военных складах скопилось много пистолетов предыдущих поколений, но и потому, что производством одних и тех же патронов в России занимаются сразу несколько предприятий, а их продукция может значительно различаться по качеству и параметрам.
В мае 2012 года Максим Кузюк, занимавший тогда пост генерального директора «Ижмаша», рассказал «Ленте.ру», что автомат Калашникова с использованием иностранных боеприпасов показывает лучшие характеристики, чем с использованием российских. «У нас есть версия, которая стреляет импортным, иностранным патроном, на них, конечно, результаты точности и кучности гораздо выше. Например, сейчас, когда мы сравниваем АК «сотой серии» под натовский патрон и зарубежные образцы под тот же патрон, то результаты по точности и кучности очень близки», — отметил Кузюк.
Очевидно, что без модернизации производства и распределения заказов на разные типы патронов между предприятиями о создании надежного, точного и эффективного оружия говорить не приходится. Своеобразным выходом из положения могли бы стать жесткие рекомендации разработчика пистолетов и автоматов использовать патроны только одного конкретного производителя, но в современных российских условиях это недостижимо — Министерство обороны России обязано закупать боеприпасы на основании открытого конкурса у того предприятия, чье предложение окажется самым дешевым.
Василий Сычев